5.05. Переменные
Переменные
Переменные
Переменная (Variable) – это именованное место в памяти, где хранится значение определённого типа. на позволяет программе запоминать, использовать и изменять данные в процессе выполнения.
Определение:
- тип данных: определяет, какие данные может хранить переменная (int, string, bool и т.д.);
- имя: уникальный идентификатор, по которому к переменной можно обратиться;
- значение: то, что хранится в переменной (например, 25).
Объявление и инициализация переменной:
int age; // Объявление
age = 25; // Инициализация
string message = "Добро пожаловать"; // Одновременное объявление и инициализация
Здесь:
- int, string - тип;
- age, message - имя;
- 25, “Добро пожаловать” - значение.
Синтаксис прост:
тип имя = значение; // инициализация
или
тип имя; // объявление
имя = значение; // присваивание
Переменная должна быть инициализирована, прежде чем использоваться (если только это не out-параметр).
Где можно использовать переменную — зависит от области видимости (scope).
Локальные переменные объявляются внутри методов, циклов или блоков и доступны только в пределах блока {…}, в котором они созданы:
void PrintGreeting()
{
string message = "Привет!"; // локальная переменная
Console.WriteLine(message);
} // message уничтожается здесь
if (true)
{
int x = 10;
Console.WriteLine(x); // OK
}
// Console.WriteLine(x); // ОШИБКА: x не существует
В C# нет глобальных переменных, как в C или Python. Но есть статические поля класса, которые по сути ведут себя как «глобальные»:
public class AppState
{
public static string CurrentUser = "admin";
}
Доступ: AppState.CurrentUser. Чрезмерное использование таких полей — антипаттерн (нарушает инкапсуляцию). Обычно можно сделать отдельный статический класс, например, констант, который будет хранить набор чего-то статического для сравнения.
Кстати о константах.
Константы (Constants) – значения, которые не могут быть изменены во время выполнения программы.
Синтаксис:
const тип Имя = значение;
Константы должны быть инициализированы при объявлении, и являются статическими по умолчанию (принадлежат классу, а не объекту). Значение подставляется на этапе компиляции (не занимает память во время выполнения). Поддерживает только примитивные типы, string, и enum. И константа является статической по умолчанию (принадлежит типу, а не экземпляру).
Отличие от переменной также в том, что константа не требует памяти – значение подставляется компилятором. Это нужно для фиксированных значений.
При работе с переменными, нужно использовать описательные имена, которые дадут понять, что они собой представляют – username, totalPrice, а не x, y.
C# позволяет не указывать тип явно, если он очевиден из правой части выражения.
Если тип очевиден из контекста, можно объявить через var:
var имя = значение;
И это самое распространённое, очень часто можно увидеть именно такой вид - var:
var list = new List<string>(); // тип string понятен
var age = 25; // int
var name = "Alice"; // string
var list = new List<int>(); // List<int>
Если тип неочевиден, лучше предусмотреть и строго типизировать. К примеру:
var result = GetData(); // Что за тип? int? string? object?
Правило: var — не динамический тип. Это синтаксический сахар. Тип определяется на этапе компиляции и не меняется. Помните, что язык C# не динамически типизированный, а строго - это значит, что есть требования к указаниям типов.
Модификаторы параметров: ref, out, in, params управляют тем, как параметры передаются в методы.
ref — передача по ссылке (с возможностью изменения). Переменная должна быть инициализирована до передачи. Метод может изменить её значение.
void DoubleValue(ref int x)
{
x *= 2;
}
int number = 5;
DoubleValue(ref number); // number = 10
Полезно, когда нужно изменить исходную переменную.
out — выходной параметр. Переменная не обязана быть инициализирована при передаче, но должна быть присвоена внутри метода.
bool TryParse(string input, out int result)
{
if (int.TryParse(input, out result))
return true;
else
{
result = 0;
return false;
}
}
if (TryParse("123", out int value))
{
Console.WriteLine(value); // 123
}
Идеально для методов, возвращающих результат и статус (например, TryParse).
Ключевые слова ref и out используются для передачи аргументов в методы по ссылке, что позволяет изменять значение переменной внутри метода и сохранять эти изменения после завершения метода. ref - когда нужно передать уже существующее значение в метод и позволить методу изменить его, out - когда метод должен вернуть несколько значений (например, для возврата результата и состояния ошибки).
in — передача по ссылке, только для чтения (C# 7.2+). Позволяет передавать большие структуры по ссылке, но запрещает их изменение.
void PrintPerson(in Person person)
{
Console.WriteLine(person.Name);
// person.Name = "xxx"; // ОШИБКА: нельзя изменять
}
var p = new Person { Name = "Bob" };
PrintPerson(in p);
Эффективно для производительности: избегает копирования, но безопасно.
params — переменное число аргументов. Позволяет передавать произвольное количество аргументов одного типа.
void PrintNumbers(params int[] numbers)
{
foreach (int n in numbers)
Console.WriteLine(n);
}
PrintNumbers(1, 2, 3, 4); // OK
PrintNumbers(); // OK — пустой массив
Что можно хранить в переменной?
- Переменная может содержать:
- Примитивные значения: int, bool, double, char;
- Ссылки на объекты: string,
List<T>, MyClass; - Результат вызова метода
var length = GetName().Length;
var user = CreateUser();
- Анонимные объекты:
var person = new { Name = "Alice", Age = 30 };
- Функции (делегаты):
Func<int, int> square = x => x * x;
Переменные используются также в циклах.
foreach (var item in items)
{
Console.WriteLine(item);
}
Здесь item - локальная переменная, объявленная на каждой итерации. Она копируется из коллекции:
- Для значимых типов (int, struct) — копируется значение.
- Для ссылочных типов (class) — копируется ссылка (объект общий).
Изменение item не повлияет на коллекцию. Для foreach по массиву item — readonly. Чтобы изменить элемент, используйте for.